Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МАДОУ №11 "Золотой ключик" имеет отдельно стоящие здания разных лет постройки по четырем разным адресам. Конструктивные особенности зданийне предусматриваютналичие подъемников, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для въезда в здания имеются пандусы, кнопка для вывоза персонала детского сада. Напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организацииотсутствуют.Входная площадка имеет навес, поручни, пандус, домофон в группы, звонок при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", видеонаблюдением.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В учреждении оборудовано 28 групповых помещений по 4 адресам, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.
В группах для детей с ОВЗ и инвалидов имеются материалы, оборудование, игрушки для развития познавательных процессов, мелкой моторики, речи в соответствии с рекомендациями ППК и ПМПК.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Кабинет учителя-логопеда
В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащены логопедические кабинеты: Общая площадь логопедического кабинета в ДОУ 11 - 13 кв.м.,6,1 кв.м; в ДОУ 9 - 10,2 кв.м., в ДОУ 20 - 7,8 кв. м., в ДОУ 36 - 13 кв. м.
Кабинет учителя-логопеда предназначен для
-проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
1. Оснащение кабинета:
-зеркало настенное с лампой дополнительного освещения;
-зеркала для индивидуальной работы;
-шкафы для хранения пособий;
-столы для детей;
-стулья детские;
-стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией
- компьютер.
2. Учебно-методические пособия:
а) для коррекционной логопедической работы:
по звукопроизношению(речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);
по фонетическому восприятию(наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
по лексическому запасу(дидактические игры, наборы картинок);
по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам
б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:(счетный материал,пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок "Четвертый лишний", набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр "Чей силуэт", "Что сначала, что потом", "Путаница", "Нелепицы".
в) картотеки:(атикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упраженения на релаксации.
г) пособия и материалы:на развитие дыхания(свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри);на развитие мелкой моторики(матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты);по обучению грамоте(настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Музыкальный зал
Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения.
Общая площадь музыкального зала МАДОУ № 11 - 96,2 кв.м.; ДОУ № 9 -80,2 кв.м., ДОУ № 2- - 78 кв.м., ДОУ № 36 - 8,1 кв.м.
Музыкальный зал оснащен современнымоборудованием: мультимедийный программный комплект, электронное пианино, музыкальныйцентр,учебно методическими материалами:оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
Кабинет педагога-психолога
В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей, коррекционные занятия с детьми.
Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Для кабинета педагога-психолога отведено отдельное помещение в ДОУ 11 - площадью 30,4 кв.м. , в ДОУ 9 - 6 кв.м., в ДОУ 20 - 8 кв.м., в ДОУ 36- 13 кв.м.
Кабинет педагога-психолога изолирован, расположен в доступном удобном месте, так чтобы его можно было легко найти. Это дает возможность оперативно обращаться к психологу, а так же позволяет родителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюдать конфиденциальность встречи.
Оснащение кабинета:
-шкафы для хранения пособий;
-столы для детей;
-стулья детские;
-стол, стулья для работы педагога-психолога с документацией;
2. Учебно-методические пособия:
а) для коррекционной работы:
для развития памяти, внимания, мышления(серия развивающих игр «Мемо. Найди пару» серия развивающих игр «Мемо», серия развивающих игр «Учись играя», серия развивающих деревянных игр «Ассоциации»,рамки и вкладыши «Монтессори», логические блоки «Дьенеша», головоломки,развивающая игра «Прочитай по первым буквам», игра-лото «Подбери по смыслу», развивающая игра «Противоположности», комплект карт с заданиями, тестами и разрезанными картинками для развития памяти, логический таблицы, развивающая игра «Расшифруй слова», сюжетные картинки,сенсорные мешочки);
для развития мелкой моторики(графомоторные дорожки, сенсорные мешочки,матрешки, мозайки, пирамидки, пазлы, кубики,конструктор,трафареты, серия развивающих деревянных игр «Ассоциации»,рамки и вкладыши «Монтессори», логические блоки «Дьенеша», развивающая игра «Уникуб»,настенный бизиборд «Гусеница», головоломки,пальчиковые игры,пластичный песок, песок для рисования и формочки, материал для работы с песком, световой стол для рисования, гуашь и краски для рисования);
для предотвращения психофизических перегрузок (мягкий коврик изпазлов,пластичный песок, песок для рисования и формочки, материал для работы с песком, световой стол для рисования, гуашь и краски для рисования)
б) для диагностики развития:(счетный материал,пирамидки, матрешки, «Коробка форм», сортер,разрезные картинки разной конфигурации, комплект карт с заданиями, тестами и разрезанными картинками для диагностики внимания, памяти, логического мышления,набор картинок "Четвертый лишний", наборы картинок для игр "Найди отличия", "Что сначала, что потом", "Подбери заплатку", "Нелепицы", «Продолжи цепочку»,диагностический материал «Скоро в школу»в картинках, диагностический комплекс «Цветик-Семицветик».)
в) картотеки:(диагностический материал «Скоро в школу»в картинках, развивающая игра «Прочитай по первым буквам», игра-лото «Подбери по смыслу», развивающая игра «Противоположности», комплект карт с заданиями, тестами и разрезанными картинками для развития памяти, логический таблицы, развивающая игра «Расшифруй слова», тестовые задания для проверки готовности к школе, демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции», «Театр настроения», «Календарь эмоций».)
г) пособия и материалы:на развитие памяти, внимания, логическогомышления(серия развивающих игр «Мемо. Найди пару» серия развивающих игр «Мемо», серия развивающих игр «Учись играя», серия развивающих деревянных игр «Ассоциации»,рамки и вкладыши «Монтессори», логические блоки «Дьенеша», головоломки);на развитие мелкой моторики(графомоторные дорожки,матрешки, мозайки, пирамидки, пазлы, кубики,конструктор,трафареты, серия развивающих деревянных игр «Ассоциации»,рамки и вкладыши «Монтессори», логические блоки «Дьенеша», развивающая игра «Уникуб»,настенный бизиборд «Гусеница», головоломки,пальчиковые игры,пластичный песок, песок для рисования и формочки, материал для работы с песком, световой стол для рисования, гуашь и краски для рисования, сенсорные мешочки).
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
БИБЛИОТЕКА
Отдельного помещения нет, литература находится в методических кабинетах всех ДОУ: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература.
Методический кабинет
Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Средства обучения и воспитания сформированы по видам:
- методическая литература;
-наглядно-методические пособия;
-дидактические пособия;
-наглядно-дидактические пособия;
-наглядные пособия.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
ОБЪЕКТЫ СПОРТА
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Общая площадь физкультурного зала в ДОУ 11 - 96,2 кв.м., в ДОУ 20 - 81 кв.м, в остальных ДОУ физкультурный зал совмещен с музыкальным залом ДОУ № 36 - 81,1кв.м, ДОУ №9 - 80,2кв.м. Освещенность - естественная 2 - 4 больших окна, искусственная - 6 -8 люминесцентных светильников.
В залах имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы:физкультурное оборудование- гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков;спортивный инвентарь- мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
-электронные образовательные ресурсы (конструктор индивидуального маршрута и программы (КИМП), сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии);
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Вход в МАДОУ №11 "Золотой ключик" оборудован пандусом и поручнями. На остекленных входных и межэтажных дверях имеются предупредительные знаки для слабовидящих.
Специальные условия питания
В МАДОУ №11 "Золотой ключик" организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10 - дневным меню, утвержденным заведующим МАДОУ №11 "Золотой ключик"
Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативамиСанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. Имеется меню, разработанное для детей с пищевой аллергией.
Специальные условия охраны здоровья
В МАДОУ №11 "Золотой ключик" созданы условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ: имеются физкультурный зал с необходимым оборудованием и инвентарем, спортивная площадка для занятий легкой атлетикой, футболом, волейболом, баскетболом. Имеются медицинский и процедурный кабинеты. В МАДОУ функционирует ППК, работают специалисты сопровождения: педагоги-психологи, учителя-логопеды.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в МАДОУ №11 "Золотой ключик" нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МАДОУимеются специальные технические средства обученияколлективного и индивидуального пользования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (для детей с патологией речевого развития – ОНР):
- Коррекционное оборудование для постановки звуков (зонды, зондозаменители).
- Коррекционное оборудование: массажные мячи, сенсорные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, ручные и ножные массажеры, магнитная доска.
- Комплект интерактивного оборудования: дидактические и развивающие игры, игровой и стимулирующий материал, музыкальный центр, фонотека, песочный стол, интерактивная приставка МИМИО, микрофон.
- Уличное оборудование для детей с ОВЗ (выносной материал для развития основных движений и мелкой моторики).